Новое исследование: прием Omega-3 БАДов может ухудшать когнитивные способности?
Когда я говорю о проблеме БАДов, я подчеркиваю, что выводы об их пользе часто высасываются из пальца. Индустрия БАДов огромна, а деньги преимущественно вкладываются в маркетинг (в том числе через инфлюэнсеров), а не в исследования. Очень часто нечто недоизученное выдается за некую панацею.
Так вот, Omega-3 БАДы часто позиционируются как спасительное средство для улучшения сердечно-сосудистого здоровья, когнитивных функций, а также снижения воспаления. Хотя рандомизированные контролируемые исследования (РКИ), как правило, не находят положительных эффектов в отношении когнитивных функций.
Новое исследование, опубликованное в The Journal of Prevention of Alzheimer's Disease [1], не является РКИ. Зато в нем за людьми, принимающими или не принимающими Omega-3, наблюдали длительное время: медиана составила 5 лет. У авторов были генетические данные испытуемых (статус по генотипу APOE, влияющему на риск деменции), данные трех типов когнитивных тестов, за которыми следили в динамике, а также масса физиологических исследований мозга, среди которых самое интересное — это потребление нейронами меченой глюкозы. Хотя данные о потреблении Omega-3 брались из опросников, авторы подтвердили повышенное содержание Omega-3 в крови у группы, принимавшей добавки.
Для учета обратной причинности авторы смотрели, как меняются когнитивные и физиологические показатели у людей, которые впоследствии начнут принимать Omega-3, но до того, как они, собственно, начали это делать. Эти данные использовались в качестве контроля.
Что же получилось? Прием Omega-3 был ассоциирован с более стремительным ухудшением когнитивных способностей по всем трем тестам. Величина эффекта составляла от 7,8 до 15% от ухудшений, которые в среднем наблюдаются при прогрессировании болезни Альцгеймера. То есть это довольно существенный эффект. Причем ничего подобного не наблюдалось у людей, которые в будущем начнут принимать Omega-3, в период до начала приема добавки.
Прием Omega-3 также был ассоциирован со снижением метаболизма глюкозы в мозге, причем снижение этого метаболизма потенциально могло объяснять 19–40% ухудшения результатов трех когнитивных тестов. Авторы выдвигают гипотезу, что ухудшение когнитивных функций из-за Omega-3 может происходить вследствие синаптических дисфункций, то есть нарушений коммуникации между нейронами, которые часто встречаются при различных нейропатологиях.
Авторы отмечают, что в РКИ Omega-3 чаще давал нейтральный эффект, чем отрицательный, как в их работе. Этому предлагается несколько возможных объяснений. Первое — более длительный период наблюдения в данном лонгитюдном исследовании по сравнению со многими РКИ. Второе — форма добавки Omega-3. Большинство участников использовали обычный рыбий жир, который, возможно, не так безопасен, как другие формы Omega-3-добавок. Но все это пока не точно.
Авторы, конечно, оговариваются, что это наблюдательное исследование, и какие-то факторы могли быть не учтены. Некий неизвестный третий фактор мог, например, одновременно приводить и к когнитивным ухудшениям, и к приему Omega-3 (от себя предложу: подписка на биохакеров, рекомендующих кучу бесполезных БАДов, а не только Omega-3).
Они также отмечают, что выборка преимущественно состояла из образованных пожилых белых людей, поэтому данные могут не распространяться на другие популяции.
Строго говоря, это исследование, как бы аккуратно оно ни было проведено, не является финальным и неоспоримым доказательством того, что Omega-3 или, в частности, рыбий жир вредит когнитивному здоровью пожилых людей. Может даже оказаться, что вопреки этому исследованию рыбий жир полезен. Исследований много и выводы в них разные. Но оно подчеркивает, что люди нередко бездумно принимают БАДы еще до того, как научные данные по ним становятся достаточно убедительными. Не стоит забывать, что там, где возможна польза, возможны и риски. Только вот за риски производители БАДов и интернет-БАДологи ответственности не несут.